Вернер фон Браун родился 23 марта 1912 в Вирзице в Германии (ныне Выжиск, Польша). Род фон Браунов обосновался в Восточной Пруссии еще в ХVI веке и в 1699 году за военные заслуги получил баронский титул. Отец — барон Магнус фон Браун, бывший заместитель рейхсканцлера, председатель правительства Восточной Пруссии и директор Рейхсбанка — долго оставался влиятельным лицом в общественной жизни Германии. До школы воспитанием Вернера занималась в основном мать, баронесса Эмми, урожденная фон Квисторн, чей род восходил к самому Рюрику. Вернер фон Браун был одним из наиболее значимых создателей ракет и исследователей космического пространства в 1930-1970 гг. В молодости любил читать научно-фантастическую литературу: Жюля Верна, Герберта Уэллса. Однажды прочел классический научный труд — книгу Германа Оберта (Oberth, Hermann) немецкого основоположника теоретической космонавтики, изданную в 1923 году в Мюнхене-Берлине, "Die Rakete zu den Planetenraumen" ("Ракета в межпланетное пространство"). Эта книга увлекла его и заставила овладеть мастерством вычислений, тригонометрией и физикой так, что он смог понять физические принципы полета ракеты. [В книге рассмотрены: основное уравнение движения ракеты и условия её функционирования; схема и конструктивные особенности составной ракеты; различные виды жидкого топлива и системы его подачи; методы охлаждения камеры сгорания РД и управления ракетой в полёте; некоторые психо-физиологические условия полёта человека в космосе; проекты перспективных орбит, станций и др. Книга послужила стимулом к экспериментальной работе и ряду публикаций в области ракетной техники и космонавтики.] Академик АН СССР Б.В.Раушенбах в своей книге "Герман Оберт" делает акцент на значении этой работы: "Книга Оберта 1923 г. была Первой в мировой литературе, в которой с такой полнотой и научной добросовестностью была показана техническая реальность создания больших жидкостных ракет и обсуждены возможные ближайшие цели их практического использования.
Особый интерес возбуждают очень детально проработанные чертежи ракет, ничего похожего в те годы у других пионеров космонавтики обнаружить нельзя... Оберт не ограничился одним частным, хотя и очень важным вопросом теории движения ракет. В его книге впервые дано целостное изложение проблем космонавтики от теории движения и вариантов конструкции жидкостной ракеты до действия перегрузок и невесомости на человеческий организм, формулирования возможной практической пользы от освоения космического пространства и даже обсуждения аварийных ситуаций и методов выходов из них. По широте, глубине и систематичности изложения проблем грядущей космонавтики книга Оберта не имела себе равных в начале 20-х годов нашего столетия" С подростковых лет, фон Браун проявил острый интерес к полетам в космическое пространство, вступил в Немецкое ракетное общество [Verein fur Raumschiffarht (VfR)] в 1929, где познакомился с настоящими специалистами-ракетчиками. В 1932 получил степень бакалавра в Берлинском технологическом институте, в этом же году был принят в Артиллерийское управление вооруженных сил Германии, где руководил работами по созданию баллистических снарядов на жидком топливе, а в 1934 фон Браун получил степень доктора философии в Берлинском университете. Уже в 1935 году фон Браун предложил Управлению вооружений проект жидкостной ракеты, позволяющей достичь дальности стрельбы в 50 км (экспериментальная ракета под индексом А-3). ...Все 4 летные испытания А-3) оказались неудачными из-за отказов в системе управления. Однако впервые была решена принципиально новая задача: вертикальный старт свободно стоящей на стартовом столе ракеты (Черток Б.Е.).
В 1937 фон Браун стал одним из руководителей Немецкого военного ракетного исследовательского центра в Пенемюнде на побережье Балтийского моря [исторически это место (остров Узедом) стало стартовой площадкой в начале великой ракетной гонки ХХ века]. Был главным конструктором ракеты V-2 (Фау-2), применявшейся для обстрела Великобритании и Нидерландов во время Второй мировой войны. V-2 изготовливались иностранными рабочими, военнопленными, заключенными концлагерей на огромном подземном заводе Миттельверк (Mittelwerk) близ Нордхаузена в Тюрингии (начало его строительства — июль 1943). Проектная мощность выпуска до 30 ракет V-2 (А-4) в сутки. К середине 1944 года завод выпускал уже до 600 V-2 (А-4) в месяц. Строительство и производство ракет на этом заводе, одна из самых мрачных и трагических страниц в истории немецкой ракетной техники. Детище "ракетной команды" фон Брауна, работавшей в секретных лабораториях в Пенемюнде (Peenemunde) — ракета V-2 (А-4) после окончания Второй мировой войны была немедленно использована в программах исследования космоса в Соединенных Штатах и Советском Союзе.
Стоимость ракеты А-4 [Фау-2], несмотря на применение бесплатного труда заключенных, составляла свыше 300 000 рйхсмарок! За штуку! Не считая стоимости наземного оборудования, содержания войсковых частей, топлива и окислителя (Черток Б.Е.) Первые полеты Фау-2 состоялись в октябре 1942, а использование против целей в Европе, началось в сентябре 1944. К началу 1945 для фон Брауна стало очевидным, что Германия не сможет победить в борьбе против Союзников (СССР, США, Великобритании), и он начал планировать свое существование в послевоенный период. Фон Браун планировал сдачу американцам 500 подчиненных ему главных ракетчиков, вместе с документацией и испытательным оборудованием, прежде, чем союзники захватят V-2 и все оборудование для производства ракет. В течение пятнадцати лет после Второй мировой войны, фон Браун трудился в армии Соединенных Штатов, создавал управляемые баллистические ракеты, запуская их на испытательном полигоне (White Sands Proving Ground) шт. Нью-Мексико. [Пуски V-2 с полигона Уайт-Сэндз в рамках проекта «Гермес» (Hermes) начались 16 апреля 1946 г.] В 1950 году команда фон Брауна перебралась в Арсенал Redstone [одна из ракет фон Брауна носит такое же название] возле Хантсвилла, шт. Алабама, где приступили к строительству на базе баллистической ракеты "Редстоун" армейской баллистической ракеты Юпитер-С (Jupiter). Двенадцать главных немецких ракетчиков, До 1955 года, когда фон Браун стал гражданином США, упоминать о нем в печати запрещалось. Он постоянно находился под наблюдением разведки — сначала в Эль-Пасо, потом в Хантсвилле, где под его руководством американские инженеры колдовали над вывезенными из Германии "Фау-2". В 1960 году, его ракетный центр переводится из подчинения Армии в недавно созданное государственное учреждение — Управление по аэронавтике и исследования космического протранства —
NASA и получает задание на строительство ракет "Сатурн" (Saturn). Вскоре фон Браун стал первым директором Центра космических полетов имени Маршалла (Marshall Space Flight Center) NASA и главным конструктором "Сатурна-5" (Saturn V) мощной ракеты-носителя, которая предназначалась для пилотируемых полетов американцев на Луну по программе "Аполлон".
Фон Браун стал одним из самых видных исследователей космоса в Соединенных Штатах в течение 1950-ых годов. Вершины своей карьеры Вернер фон Браун достиг в 1972 году — он стал заместителем директора NASA и начальником космодрома на мысе Канаверал. Однако уже в 1972 году в условиях экономического спада ему предложили отменить дорогостоящие полеты на Луну и заняться более выгодными программами — запуском разведывательных и технических спутников. Видимо, фон Браун не послушался, поскольку вскоре его отправили в отставку. Тут же лунные полеты были прекращены, не состоялась и готовившаяся фон Брауном отправка пилотируемого корабля к Марсу. На прóводах было сказано много теплых слов, но барон, как всегда, ничем не выдал своих чувств. Он стал вице-президентом перспективной компании "Фэйрчайлд спейс индастриз" (Fairchild Space Industries) в г. Германтауне шт. Мэриленд, производящей аэрокосмическую технику. Работа была необременительной, и фон Браун много времени проводил с семьей. На публике он, как и раньше, почти не появлялся, и гости в его особняке бывали нечасто. За все годы в Америке он так и не приобрел близких друзей. В 1973 году Вернер фон Браун переносит операцию по поводу рака. В 1974 году он работает над проектом спутника, а свободное время отдает полетам на планере. В мае 1976 года проходит курс лечения в больнице, а в декабре уходит с работы. В июне 1977 года фон Брауна поместили в госпиталь Александрии, штат Вирджиния, с тяжелым заболеванием почек. Курс интенсивной терапии оказался бесполезным, и 16 июня "ракетный барон" умер. Похоронили его в Хантсвилле торжественно, но без особой пышности. С тех пор его слава никем не оспаривается, но продолжает оставаться в тени. Вернер фон Браун и Saturn-5 ← на страницу о Первом ИСЗ Дополнение (13 августа 2010): "50-летие тайны фон Брауна" — так названы страницы истории Ричарда Хогланда (Richard C. Hoagland) о создателях и открытиях первого американского искусственного спутника Земли Explorer I. Здесь много интересных фотографий и схем (на английском языке). Часть I, Часть II. Третья часть готовится автором к публикации |
источники: | 1. Краткая биография Вернера фон Брауна (рус.) |
© Александр Коваль 2004-2016 |
|