Биология: достижения, проекты, гипотезы, факты

(7 сообщений за период с 3 октября 2009 по 29 января 2011)

на предыдущую страницу

29 января 2011

Биология. Ботаника. Дендрология

Самое большое дерево на Земле

Самым высоким деревом в мире признана гигантская секвойя, обнаруженная в лесах на севере Калифорнии в 2006 году.

Дерево было обнаружено 25 августа 2006 года натуралистами Кристофером Аткинсоном (Chris Atkins) и Майклом Тейлором (Michael Taylor), которые нарекли гиганта Гиперионом (Hyperion).

Дерево было измерено и его высота составила 115.8 метров.
Гиперион произрастает в ста километрах от Национального парка Редвуд (Redwood National Park), но точное место так и не было указанно дабы оградить уникальное дерево от вездесущих туристов, которые запросто могут разрушить устоявшуюся экосистему и тем самым погубить уникальное дерево.

Было установлено, что гигант содержит 502 кубометра древесины, а его возраст составляет приблизительно 700-800 лет. Так же исследователи обнаружили на самой верхушке Гипериона повреждения, причиненные дятлами, до этого момента считалось, что эти птицы не могут взлетать на такую высоту.

Вторым самым высоким деревом в мире считается секвойя, возвышающаяся над Национальным парком Редвуд, Калифорния. Было установлено, что этому дереву более 1500 лет, за которые оно вымахало до рекордных 91.44 метров.

Обратите внимание на красные пятнышки у основания и на стволе – это люди.

Посмотреть этот и другие снимки исполинских деревьев в полном размере — можно здесь

5 января 2011

Научные итоги 2010 года

Большое будущее

Так выглядит "глазами" приборов аннигиляция ускользнувших от ученых молекул антиводорода с "обычной" материей. Изображение пресс-службы CERN

В 2010 году наука бодро развивалась во всех областях.
Физики сумели поймать в ловушку атомы антиматерии, астрономы почти нашли планеты, на которых могла бы завестись жизнь, биологи расшифровывали геномы новых видов людей, а инженеры запускали частные космические корабли.

Все эти и другие интересные события [прошлого] года представлены в кратком обзоре научных итогов [астрономия, физика, математика, биология] от Ирины Якутенко.

Весь текст: lenta.ru

21 мая 2010

Биология. Генная инженерия

Впервые создана искусственная форма жизни

Делящиеся синтетические клетки под электронным микроскопом (фото Tom Deerinck, Mark Ellisman/University of California at San Diego).

Кудесники от науки сотворили наконец то, о чём говорили несколько лет: способную к размножению живую клетку, генетический код которой с нуля собран в лаборатории из химикатов и под присмотром компьютеров. Прорыв в синтетической биологии разными людьми воспринят неоднозначно – восторг от перспектив смешивается с мыслями о джине, выпущенном из бутылки.

Один из ведущих учёных в области генной инженерии — Крейг Вентер (Craig Venter) и его институт (JCVI), как давно обещали, представили образчик искусственной жизни: первую в мире клетку, успешно управляемую полностью синтезированным геномом.

Крейг Вентер (Craig Venter)
Крейг Вентер
фото www.jcvi.org

К этому достижению Вентер и его коллеги шли 15 лет. Так, ранее JCVI отметился первой трансплантацией полного генома между видами, открытием генома одного биологического вида внутри генетического кода другого существа, построением с нуля из простых реактивов полного генома бактерии, содержащего почти 600 тысяч пар оснований, и первой двойной трансплантацией генома между представителями разных надцарств.

Все эти шаги послужили опорными элементами для технологии внедрения искусственного генетического кода в клетку-хозяина (а это была Mycoplasma capricolum), у которой биологи удалили собственную ДНК.

В результате клетка преобразилась и стала выглядеть и вести себя точно как бактерия, определяемая новым геномом. Она даже смогла размножаться, что принципиально. Тесты показали — имплантированный синтетический код транскрибировался в РНК, создавая новые белки.

Читать подробности: Мембрана

18 мая 2010

Биология

Ученые выпустили каталог всех известных на Земле биологических видов

Скриншот с сайта "Каталога жизни"

Ученые выпустили новое издание каталога, включающего все известные специалистам виды живых существ. Его выпуск был приурочен к Международному году биоразнообразия, которым Генеральная ассамблея ООН объявила 2010 год. Подробная информация о каталоге приведена в пресс-релизе университета Ридинга.

Редакция "Каталога жизни" 2010 года (The Catalogue of Life Special 2010 Edition) включает свыше 1,25 миллиона видов животных, растений, грибов и микроорганизмов
(точно - 1 257 735 видов). Все эти существа относятся к 77 таксономическим базам данных.

"Каталог жизни" издается с 2001 года. Его создатели планируют, что к 2011 году они "догонят" ученых, постоянно открывающих новые виды, и число живых существ, учтенных в каталоге, примерно сравняется с общим числом открытых организмов. По разным данным, в настоящее время на Земле обитает от 2 до 100 миллионов различных видов, но исследователи пока обнаружили около 1,9 миллиона.

Объявление 2010 года годом биоразнообразия призвано обратить внимание людей на постоянно сокращающееся число населяющих нашу планету видов живых существ. В преддверии года биоразнообразия государства-члены ООН приняли ряд программ, которые должны снизить скорость исчезновения видов.

Источники: lenta.ru, и сайт www.eol.org (на 6 языках, в том числе русском)

13 января 2010

1. Работа без выходных. Первые дни нового года оказались удивительно богаты научными событиями за рубежами России.
Читайте обзор Ирины Якутенко на Lenta.ru

3 октября 2009

Биология. Антропология. Палеонтология

Ученые нашли самого древнего предка человека

Предположительный внешний вид Арди

Предположительный внешний вид Арди. Изображение авторов одной из работ,
Jay H. Matternes

В пятницу, второго октября в журнале Science появилось больше дюжины статей, посвященных одному и тому же предмету. Предмет этот носит имя Арди [от названия вида — ардипитек — Ardipithecus ramidus] и, возможно, является самым старым из известных предков человека. Останки Арди были найдены 15 лет назад, однако полное их описание стало доступно только сейчас. Многие специалисты уже назвали открытие Арди самым значимым событием эволюционной биологии последних лет.

Предыстория

По сравнению со специалистами из многих других областей биологии, эволюционисты и палеонтологи находятся в крайне невыгодном положении. У молекулярного биолога или зоолога материал для экспериментальной проверки своих гипотез всегда под рукой. Специалисты, пытающиеся восстановить прошлое живых существ, вынуждены основывать свои предположения на косвенных доказательствах, а то и вовсе только на логических доводах. Такие основания даже самим авторам порой кажутся сомнительными.

останки Арди
сайт Элементы

Иногда палеонтологам все же удается отыскать "правильные" останки и закрыть некоторые бреши в эволюционных теориях. Например, в 1974 году ученые, работавшие в долине реки Омо в Эфиопии, обнаружили наполовину сохранившийся скелет, получивший имя Люси. Возраст Люси оказался равным 3,2 миллиона лет и она была признана самым старым из известных предков рода Homo. Однако недостаточно старым, чтобы окончательно проследить, как произошло расхождение эволюционных путей человека и шимпанзе.

Считается, что ветви шимпанзе и человека начали развиваться независимо друг от друга около шести миллионов лет назад. Эта цифра была получена после сравнения последовательностей ДНК современных представителей этих групп живых существ. <...>

Новый предок

В начале 1990-х годов группа палеонтологов работала в пустыне Афар в Эфиопии в районе Арамис (Aramis). Место дислокации экспедиции находилось всего в 74 километрах от региона, где была обнаружена Люси. В 1994 году ученые обнаружили кости существа, очевидно относящегося к гоминидам (семейству, включающему в себя наиболее продвинутых приматов). Радиоактивная датировка показала, что возраст останков составляет 4,4 миллиона лет. То есть, они больше чем на миллион лет старше Люси, а значит, на миллион лет ближе к загадочному общему предку человека и шимпанзе.

Однако состояние останков было настолько плачевным, что исследователи не могли извлечь их из породы, где они находились. Ученым пришлось вырезать весь массив грунта, где были захоронены останки, и отвезти его в лабораторию. Следующие несколько лет исследователи очищали кости от породы при помощи игл под микроскопом. В конце концов палеонтологи достали из грунта 125 фрагментов скелета, включая куски черепа, задние и передние конечности. Причем передние сохранились практически полностью. Кроме того, ученые обнаружили рядом с Арди останки еще 36 особей того же вида.

Ученые выделили Арди в отдельный вид - Ardipithecus ramidus. На основании анализа тазовых костей исследователи сделали вывод, что найденный ими представитель A. ramidus был самкой. Тщательное исследование останков позволило специалистам заключить, что A. ramidus представлял собой промежуточную стадию на пути от общего предка к австралопитекам. Анатомические особенности Арди сочетают как продвинутые так и примитивные черты, характерные для древних обезьян.

Другими словами, Арди доказывает, что в эволюции человека была длинная переходная стадия, о которой до сих пор ученым не было известно. <...>