(22 сообщения за период с 7 октября 2009 по 5 июля 2010)

на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8

5 июля 2010

Астрономия

30 июня запущен обновленный сайт "Gazetteer of Planetary Nomenclature" (Географический справочник Планетарной Спецификации)

Данный сайт является одним из разделов сайта USGS — U.S. Geological Survey ("Геологический обозреватель США"), предоставляющий надежную научную информацию необходимую для описания и понимания процессов, происходящих на Земле [как планете]; уменьшению количества жертв и собственности от стихийных бедствий; для управления водными, биологическими, энергетическими ресурсами и полезными ископаемыми; для увеличения и защиты качества нашей жизни.

Справочник поддерживается и контролируется Группой планетарной геоматики (Planetary Geomatics Group) USGS Astrogeology Science Center (Научного центра астрогеологии USGS), NASA (Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США) и International Astronomical Union (IAU) (Международным Астрономическим Союзом).

Справочник публикует все известные данные об объектах на планетах и их спутниках в Солнечной системе: имена, координаты, даты открытия, авторов открытия, карты и многое другое.

Адрес обновленного сайта: http://planetarynames.wr.usgs.gov/

18 июня 2010

Астрономия. Планетология

Началось тестирование приборов "Новых Горизонтов" (New Horizons)

Проносясь в космосе почти миллион миль в день, New Horizons находится сейчас на полпути к Плутону. Инженеры NASA разбудили от многомесячной спячки космический зонд для проведения исследований на "экзотической территории". Диспетчеры миссии воспользуются возможностью, чтобы провести полную проверку систем космического корабля и его подготовку к целевому пролету Плутона в 2015. Как говорят ученые "корабль был разбужен, чтобы оглядеться вокруг".

New Horisons в представлении художника. Credit: NASA

"Наш космический корабль еще не вышел с экзотической территории в середине пути," говорит Хэл Уивер [Hal (Harold) Weaver], ученый проектировавший "Новые Горизонты" в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University). "И нам многое, нужно успеть сделать."

Это — прекрасная возможность проверить инструменты "Новых Горизонтов" прежде, чем он начнет исследовать Плутон в 2015.

"Мы не хотим пропустить единственный захватывающий дух момент во время близкого прохода у Плутона," говорит он. "Таким образом мы проверяем все теперь, чтобы удостовериться, что обрудование являемся исправным и готово к дальнейшей работе."

Тестирования начато 25 мая и продлится 9 недель. Диспетчеры миссии планируют полный контроль и перекалибровку всех семи научных приборов на борту зонда.

Сначала проверят Блок формирования изображений Разведки Дальнего действия LORRI (Long-Range Reconnaissance Imager), это один из наибольших межпланетных телескопов, которыми когда-либо управляли ученые.

Харольд Уивер (Harold A. Weaver)
Харольд Уивер

"14 июля 2015, в день самого близкого подхода, мы будем в состоянии отличить объекты на Плутоне столь же маленькие как футбольное поле," говорит Харольд Уивер. "Это — приблизительно в 300 раз лучшее разрешение чем что-либо, что мы теперь имеем."

LORRI будет работать совместно с "Ralph", спектрометром, разработанным для исследования поверхности Плутона в видимых и инфракрасных длинах волн. Ralph покажет температуру Плутона, цвет, и химический состав.

"Во время текущих тестов мы укажем и LORRI и Ralph кое-что в небе, чтобы удостовериться, что ими можно управлять совместно и с полной чувствительностью. "Новые горизонты" сейчас находятся далеко от крупных тел, поэтому мы будем нацеливать камеры для их проверки на звездные поля.

При подлете "Новых Горизонтов" к Плутону в 2015 году, он появится как уменьшающийся полумесяц оглядывающийся на космический корабль.
Уивер думает, что во время этой фазы LORRI был бы в состоянии заметить дымку высоко в атмосфере Плутона, что может свидетельствать о криовулканизме (то есть, наличие вулканов, которые извергают ледяную холодную материю, а не горячую магму) на поверхности Плутона.
Посмотреть как представляет художник криовулканы Плутона можно здесь.

"Во время целевого пролета Нептуна в 1989, "Вояджером 2" были обнаружены темные полосы на спутнике Нептуна Тритоне, которые, возможно, были созданы гейзерами, извергающими грязные, смерзшиеся частицы азота. Мы можем увидеть что-то подобное и на Плутоне."

New Horisons: космический корабль и его инструменты
New Horisons: космический корабль и его инструменты. Credit: NASA

Когда КА "Новые Горизонты" будет в 2015 проходить в тени Плутона, Ультрафиолетовый Спектрометр Отображения (UVI) по имени "Алиса" (Alice) оглянется назад к Cолнцу через атмосферу Плутона. Он должен показать, как молекулы в атмосфере Плутона поглощают солнечный свет, и таким образом мы узнаем, из чего состоит атмосфера.

"Мы знаем, что чрезвычайная яркость солнца может сделать эти действия трудными для наших инструментов. Таким образом мы настроим те же самые углы во время тестирования потока [излучения], чтобы определить то, что мы действительно будем в состоянии видеть и какие виды информации могут быть извлечены."

Камеры и спектрометры не будут единственными используемыми инструментами. REX (Radio Science EXperiment), (Радио научный ЭКСПЕРИМЕНТ) "Новых Горизонтов", будет наблюдать и обнаруживать все радиосигналы, прибывающие из дальнего космоса, передавая их на Землю в НАСА.

"Характер преломления сигналов при проходе через плотные слои атмосферы Плутона, расскажет нам многое о давлении атмосферы и ее толщине."

Группа рассчитывает на положительные результаты испытаний, которые проходят сейчас все системы. Мы будем ждать их с нетерпением.

"Мы возлагаем большие надежды на эту миссию", заключает Хэл Уивер. "Плутон ждет. Самое интересное в том, что мы не знаем, что мы будем видеть, когда мы к нему придем".

Текущее положение КА New Horizons вы можете посмотреть здесь.

Источники: собств. инф., NASA, New Horisons

8 июня 2010

Астрономия. Планетология

Комментарии ученых о жизни на Титане

Каролин Порко (C. Porko) предостерегает от преждевременых выводов некоторых ученых NASA, утверждающих обнаружение жизни на спутнике Сатурна Титане в иной, нежели на Земле, форме.

credit: membrana.ru

7 июня 2010 она обратилась по этому поводу к пользователям сайта CICLOPS:

" Уважаемые друзья и коллеги, в последние дни поступающие от "Кассини" новые данные показали уменьшение атмосферного водорода в приповерхностном слое атмосферы на Титане — результат, который наряду с другими, возможно, объясняет присутствие живых организмов на [его] поверхности — вызвал бурю в Интернете на Twitter, и в других местах.

Пошли заголовки, "ученые NASA обнаружили свидетельство иной жизни существующей на луне Сатурна", и они распространяются оттуда как неуправляемый огонь.

Эта сенсация непроизвольно стала печальным результатом спешки [публикации в СМИ] интересного, тонкого, но довольно сложного, и несущего эмоциональный заряд вопроса.

Chris McKay
Крис МакКей (Chris McKay)
credit: NASA

Пытаясь нажать "кнопку сброса", я пригласила Криса МакКея (Chris McKay), астробиолога из Исследовательского центра Эймса (NASA, Ames Research Center), прокомментировать последние открытия "Кассини", которые мы опубликовали как комментарии эксперта на своём сайте CICLOPS.

В публикации сделанной Крисом еще в 2005 году, говорится о химических характеристиках предполагаемых метановых формах жизни на Титане.
На данную публикацию ссылаются в новом докладе об уменьшении содержания водорода.

В своих сегодняшних комментариях [Крис МакКей] обсуждает фон, и уровень доверия, которые мы должны создать для объяснения новых результатов [по содержанию] водорода, и его значение в оценке существования жизни на Титане.

[Почитать комментарии Криса МакКея (на англ. яз) можно здесь]: http://www.ciclops.org/news/making_sense.php?id=6431

Кроме того, данный комментарий рассмотривается как первый вклад в новый раздел на сайте CICLOPS под названием "Разъяснение смысла новостей", где время от времени, ученые [будут выступать], как участники [в миссии] "Кассини", и не будут приглашаться к комментариям о новых событиях, которые влияют на исследование солнечной системы и исследования планетных систем, включая наше.

План состоит в том, чтобы сделать его [раздел сайта] местом, где заинтересованные представители общественности могут прийти и услышать непосредственно от экспертов и обсудить последние новости решений вопросов
с ними. Таким образом, если у вас есть какие-либо вопросы по комментарию Криса [McKay] после его прочтения, не стесняйтесь спрашивать.

(Для этого в первую очередь вам придется вступить в Союз CICLOPS. Инструкции можно найти на домашней странице CICLOPS: http://ciclops.org)."

Далее следуют выводы астробиолога, сделанные им в заключении своих комментариев на сайте Ciclops:

Есть четыре варианта для недавно сообщенных результатов [исследований, проведенных с помощью Cassini], перечисленные в порядке их реальных возможностей:

1. Определение того, что существующий устойчивый поток водорода на поверхность является ошибочным. Будет интересно посмотреть, если и другие исследователи, пытаясь воспроизвести результаты Штробеля (Strobel), придут к такому же выводу.

2. Существует физический процесс, который переносит H2 из верхних слоев атмосферы в нижние слои атмосферы. Одна из возможностей заключается в адсорбции [процессе сгущения газообразного или растворенного вещества на поверхности раздела фаз] на твердые органические частицы атмосферного тумана, которые в конечном итоге падают к основанию [на твердую поверхность Титана]. Однако это было бы потоком H2, а не чистой потерей H2.

3. Если потери водорода на поверхности является правильными, не-биологическое объяснение требует наличия какого-то поверхностного катализатора, в настоящее время неизвестного, который может выступить посредником в реакции гидрирования при 95 K, температуре поверхности Титана. Найти это [такой катализатор] было бы весьма интересно и потрясающе, хотя и не так поразительно, как наличие жизни.

4. Истощение водорода, ацетилена, и этана, происходит из-за нового типа формы жизни, базируемой на жидком метане, как предсказали [Беннер (Benner) и др.. 2004, МакКей (McKay) и Смит (Smith) 2005, и Schulze-Makuch и Grinspoon 2005].

Некоторые российские специалисты также считают, что доводы в пользу возможной жизни на Титане пока слишком зыбкие. Читайте комментарий Ирины Якутенко "Нет вестей с Титана" на Lenta.ru

Источники: собств. инф., комментарий Криса МакКея "Разве мы обнаружили доказательство жизни на Титане?",

29 мая 2010

Астрономия. Планетология

Каролин Порко (Carolyn C. Porko) награждена медалью им. Карла Сагана.

Каролин Порко, планетолог
фото: Phil Mumford
Image credit NYT

Эта престижная награда Отделения планетологии Американского астрономического общества ежегодно присуждается за успехи в популяризации наук о планетах. С 1998 г. медаль присуждается выдающимся популяризаторам науки.

Каролин Порко с ноября 1990 является научным руководителем съемочной группы миссии "Cassini-Huygens" управления научных исследований NASA в Вашингтоне, округ Колумбия. Научная группа "Cassini-Huygens" состоит из ученых США, Англии, Франции и Германии.

Соавтор более 100 научных работ по исследованиям внешних планет Солнечной системы. Консультант NASA по стратегическим направлениям исследований планет Солнечной Системы. Советник президента США по науке. Член нескольких совещательных комитетов NASA, Порко — эксперт по физике планетарных кольцевых систем.

Начиная с 1983 года работала в группе изображений КА "Voyager", исследовала Юпитер, Уран, Нептун и их спутников. Является соавтором открытий колец Юпитера, Урана, Нептуна.

Во время миссии "Кассини-Гюйгенс" К. Порко вместе с сотрудниками обнаружила 7 новых спутников и открыла несколько новых колец Сатурна, исследовала атмосферу Титана, открыла на его Южном и Северном полюсах метановые озера, соавтор открытия вулканизма на Энцеладе и роли извергаемого им материала в формировании кольца Е Сатурна и т.д.

Доктор Каролин Порко является членом съемочной группы миссии к Плутону и поясу Койпера космического зонда "Новые горизонты" ("New Horizons"). Пролет Плутона запланирован на 2015 год.

В 1999 году Каролин Порко была выбрана лондонской газетой Sunday Times в качестве одной из лучших 18 научных руководителей XXI-го века, а также американским журналом Industrial Week в качестве одной из 50 звезд R & D
(лучшие ученые, изобретатели, программисты).

В октябре 2009 г., она и Бабак Амин Тафреши (иранский астроном, фотограф и научный журналист) были награждены премией Леннарта Нильссона 2009 (в области научной фотографии) в знак признания их фотографических работ. В обосновании присуждения премии сказано:

"Каролин Порко объединяет лучшие методы исследований планет и научных исследований с эстетической утонченностью и образовательным талантом. В то время как ее изображения показывают небесные тела системы Сатурна с уникальной точностью, они служат инструментами не только для ведущих экспертов в мире, но и выявляют красоту вселенной так, что служат источником вдохновения для всех и каждого".

В честь её вкладов в исследование внешних планет Солнечной системы Астероиду (7231) присвоено имя Porco. Блестящий ученый, она часто выступает на публике, является популяризатором и пропагандистом научных знаний.

После извещения о награждении медалью Карла Сагана Каролин Порко сказала:
"...если я могла бы стать президентом Соединенных Штатов Америки, королевой Англии или папой римским, все это не означало бы того, как много значит для меня, победа [в борьбе] за эту награду.
Я очень рада...
и очень, очень горда! "

Медаль им. Карла Сагана (Carl Sagan Medal)
Медаль им. Карла Сагана. Фото Alexander Tsiaras

Награда выдающемуся ученому и популяризатору науки Каролин Порко будет вручена в октябре в Пасадене, Калифорния, где она выступит с докладом на ежегодном собрании Отделения планетологии Американского астрономического общества (Division for Planetary Sciences of the American Astronomical Society — DPS).

Источники: собств. инф., dps.aas.org, en.wikipedia.org, Carolyn Porco, astronet.ru, Портал Карла Сагана

22 мая 2010

Астрономия. Астрофотография

МКС и "Атлантис" на фоне солнечного диска

Atlantis с МКС (ISS) 16 мая 2010 Atlantis с МКС (ISS) 22 мая 2010
Atlantis за 50 мин до стыковки с МКС (ISS)
16 мая 2010 и 22 мая 2010 на фоне поверхности Солнца (фото Thierry Legault)

Французский астроном Тьерри Лего (Thierry Legault) разместил на своем сайте уникальные фотографии — Международная космическая станция (ISS) и шаттл Atlantis на фоне солнечного диска.

Два космических аппарата были засняты 16 мая нынешнего года приблизительно за 50 минут до того, как состыковались.

Продолжительность данного солнечного транзита составила всего 0,54 секунды.
Расстояние до МКС 391 км. Скорость на орбите: 7,4 км/с.

Второе фото сделано 22 мая во время солнечного транзита (время движения объектов по солнечному диску) в этом случае составила всего 0,49 секунды. Время съемки 13ч 14мин 09с UT. Расстояние до МКС 390 км. Скорость на орбите: 7,4 км/с. На полномасштабном снимке видно солнечное пятно, которого не было 16 мая.

На сайте автора вы можете посмотреть полномасштабные фото диска солнца вместе с Атлантисом и МКС — очень впечатляет — рекомендую.

Источники: www.astrophoto.fr, Новости космонавтики

На Осиктакане смотрите большие фото здесь

15 апреля 2010

Астрономия. Планетология

Впервые создан фильм о грозах и молниях на Сатурне.

Молнии на ночной стороне Сатурна
кадр фильма о молниях Сатурна
кредит: ciclops.org

Начиная с начала миссии Cassini главной целью группы отображения было обнаружение молний на Сатурне.

Процесс электростатической разрядки и возникновения молний связан с движением электрически заряженных частиц и молекул в атмосфере Земли, и то же самое, как полагают, верно для атмосфер гигантских планет.

Измерение энергии и светового излучения разрядов молнии в атмосфере планеты может многое рассказать об энергии гроз, которые порождают молнии и энергии атмосферных движений.

Теперь, впервые, мы видим молнии на вечерней стороне Сатурна, вспыхивающих в облаке, которое освещено отраженным от колец Сатурна светом во время прошлогоднего (август 2009) равноденствия Сатурна. И эти вспышки, как показали исследования, совпадали по времени с эмиссией сильных электростатических разрядов, перехваченных прибором для изучения радио-и плазменных волн (RPWS).

Облако (на снимке) имеет длину приблизительно 3 000 километров и ощутимо не изменяется за 16 минут наблюдений. Вспышки молнии — яркие пятна в пределах облака, составляют приблизительно 300 километров в диаметре.

На сайте ciclops.org можно посмотреть не большой озвученный, сжатый по времени фильм (10 секунд). В саундтреке видеоролика представлены синтетические звуки молнии в моменты регистрации инструментом RPWS радио-сигналов от грозовых разрядов. Доктор Каролина Порко напоминает о включении звукового сопровождения на вашем компьютере во время просмотра фильма.

Сами радио-сигналы находятся в частотах выше диапазона, обнаруживаемого человеческим ухом, таким образом звук [земного] грома не соответствовал бы им, поэтому группа отображения Cassini вместо него выбрала звуки электрических искр, чтобы представить данные радио-сигналы.

Выделение энергии видимого света от такой молнии сопоставима с самыми яркими вспышкам молний на Земле.

На Сатурне есть три типа облаков, которые могли бы произвести молнию. Верхний слой состоит изо льда аммиака (NH3); средний слой состоит из сульфида водорода (сероводород — H2S) и аммиака; нижний слой — вода. Свет должен распространиться через эту облачную систему, имеющую более чем 100-километровую толщину. Ширина пятна молнии наверху облака пропорциональна глубине, где произошла вспышка. Наблюдаемые размеры указывают, что молния происходит или в облаке сероводорода-аммиака или в облаке мелких частиц из водного льда. Молния, кажется, не возникает на самых глубоких уровнях облачной системы, где вода — жидкость.

Источники: Dr. C. Porco и ciclops.org

9 апреля 2010

Гексагон Сатурна воссоздан в лаборатории

Реальный сатурнианский гексагон в инфракрасном свете (на врезке) и его лабораторная модель
(фото Anna Claudia Barbosa Agular; NASA/JPL/University of Arizona)

Гигантский гексагон — загадочный феномен атмосферы Сатурна — стал чуть ближе для понимания после эксперимента, проведённого учёными из Оксфорда (University of Oxford).

Напомним, шестиугольный вихрь с поперечником в 25 тысяч километров, "живущий" на северном полюсе газового гиганта, образован сложной облачной системой, уходящей вглубь планеты. (Об истории открытия и изучения гексагона можно узнать в нашей новости и отправившись по ссылкам в ней.)

Чтобы выяснить, как возникает такое образование, исследователи поставили на вертящийся стол 30-литровый баллон с водой. Она моделировала атмосферу Сатурна и её обычное вращение. Внутри учёные поместили маленькие кольца, вращающиеся быстрее ёмкости. Это генерировало миниатюрные вихри и струи, которые экспериментаторы визуализировали при помощи зелёной краски.

Чем быстрее вращалось кольцо, тем больше становились вихри, заставляя близлежащий поток отклоняться от круговой формы. Таким образом авторам опыта удалось получить различные фигуры — овалы, треугольники, квадраты и, конечно, искомый шестиугольник.

[Ученым даже удалось вывести эмпирический закон — чем быстрее вращалось кольцо, тем меньше сторон было у получающегося многоугольника].

[Они] сопоставили данные опыта с происходящим на Сатурне и выдвинули предположение, что в его высоких северных широтах отдельные струйные течения разогнаны как раз до той скорости, при которой формируется нечто вроде устойчивой волны — планетарный гексагон. И хотя "расследование" не раскрывает происхождения подобных течений, оно показывает, почему вся система столь красива и, главное, столь долго живёт.

[Новые результаты показывают, что образование шестиугольника обусловлено гидродинамическими эффектами в атмосфере <Сатурна>].

Прочие детали работы вроде нелинейного уравновешивания баротропно неустойчивых зональных потоков раскрывает статья в Icarus. Читайте также о вертящихся треугольных каплях воды и узнайте, какое они имеют отношение к чёрным дырам.

Источники: Мембрана, Lenta.ru, Science

30 марта 2010

Опубликованы новые обработанные снимки спутника Сатурна Мимаса

29 марта 2010 группа изображений "Кассини" (Carolyn Porco) представила на своём сайте обработанные новые прекрасные изображения (8), полученные во время самого близкого пролёта Мимаса.
На четких снимках высокого разрешения видны мелкие детали склонов и дна кратера Гершель. Представлены также причудливые температурные карты поверхности луны Сатурна, полученные после этого пролета.

Мимас 13 февраля 2010

13 февраля 2010 КА "Кассини" пролетел на расстоянии 9 500 км от Мимаса.

После чего была создана мозаика из семи изображений, полученных в тот день в видимом свете узко-угольной камерой "Кассини". Восьмое изображение более низкого разрешения , полученное широко-угольной камерой в этом пролете, использовалась, чтобы дополнить мозаику.

Изображения использовались учеными для проектирования карты спутника. Мы видим здесь полушарие Мимаса, которое ведет его по орбите вокруг Сатурна [полушарие обращено к Сатурну].

Средний диаметр Мимаса составляет 396 км. Мозаика охватывает область от 5° ю.ш. до 85° с.ш. Север раположен вверху. Данное изображение было получено на расстоянии около 16 000 км от Мимаса, угол (фаза) Солнце, Мимас, космический корабль равен 46°. Масштаб изображения составляет 90 метров в пикселе.

Источник: NASA/JPL/Space Science Institute

Ранее Мимас уже сравнивали с "Звездой смерти" из киносаги "Звездные войны", на которую спутник походит кратером Гершель.

Подробнее о Мимасе читайте здесь

19 марта 2010

Асторомия. Планетология

Зонд Cassini рассказал о нестабильности и атмосфере колец Сатурна

Учёные установили, что края самых крупных колец A и B постоянно "дёргаются" туда-обратно.
Быстро деформирующиеся края указывают на то, что космический мусор колец ведёт себя отчасти как жидкость: "плещется, будто вода в ушате" (фото NASA/JPL/Space Science Institute)

Учёные, исследующие кольца шестой планеты Солнечной системы при помощи космического зонда Cassini, поведали о нестабильности движения массы и о составе атмосферы колец. Собранных данных оказалось так много, что астрономы выпустили сразу две статьи в журнале Science (1 и 2).

Первой группой физиков руководил Джеффри Куззи (Jeff Cuzzi) из исследовательского центра Эймса. Его команда изучала динамику движения обледеневших частиц сатурнианских колец по изображениям, отснятым с высокой частотой и полученным на разных длинах волн.

Выяснилось, что материал колец очень мобилен, внутри постоянно происходят столкновения, оставляющие длинные следы из мусора в хвосте. Кроме того, спутники Сатурна соревнуются в перетягивании осколков на себя, не давая им слипнуться под воздействием собственной гравитации и образовать новые луны. "Части колец изменяются ежемесячно, а иногда даже еженедельно", — рассказывает Куззи.

В кольце F тоже были обнаружены десятки спутников непонятного происхождения, диаметр которых составляет несколько километров. Все они ведут себя, как электромобили на детском автодроме, то и дело сталкиваясь с остальными объектами "пояса".

Вторая группа учёных исследовала состав и движение атмосферы, а также магнитосферу колец. Оказалось, что кольца окутывает большое количество кислорода, что стало для учёных открытием. Материал "поясов" в основном состоит из водяного льда, ожидалось, что и атмосфера будет содержать в основном молекулы H2O и продукты их распада (гидроксильные группы и водород).

Зато теперь астрономы, возможно, смогут понять, почему некоторые кольца Сатурна кажутся окрашенными в красный цвет. Кислород, взаимодействуя с металлами, которые содержатся в "летающих скалах", может образовывать некое подобие ржавчины, отсюда и непонятный окрас. <...>

Источник Мембрана

2 марта 2010

Астрономия. Планетология

Сегодня примерно в 21 час московсккого времени космический зонд "Кассини" совершит свой второй пролет вблизи Реи (Rhea) — 22-го по расстоянию от Сатурна спутника. Это пятый классический спутник Сатурна (S5). Открыт 23 декабря 1672 года итальянским и французским астрономом Джованни Кассини.

Второй демонстрационный пролет Реи (Rhea) R-2 Flyby 2 марта 2010

У второго по величине спутника Сатурна средний диаметр 1528 км. Радиус его орбиты 527,1 тыс. км.

Имея скорость 8,6 км/с, Cassini пройдет на расстоянии 100,9 км от Реи, чтобы [как говорят] "вдохнуть" луну [по-русски лучше сказать "понюхать" луну].

Специальными инструментами исследователи попытаются определить какие частицы отрываются из разных областей Реи.

Последний демонстрационный полет (flyby) Реи проходил в ноябре 2005. Будем ждать от исследователей новых фотографий и открытий.

Источники: NASA/JPL, Return to Rhea, Википедия

4 февраля 2010

Астрономия. Планетология

Представлена новая детальная карта Плутона.

NASA выпустило самый детализированный набор изображений карликовой планеты Плутон. Новые данные, извлечённые после обработки старых снимков, представили учёным любопытные подробности смены сезонов на этом небесном теле.

В первом приближении карту Плутона на основе снимков с телескопа Hubble астрономы составили ещё в 2005 году, однако работа по совершенствованию этой карты, а также сравнению её с данными, полученными ещё раньше, шла до сих пор.

Как объясняют учёные в пресс-релизе NASA, на самом деле в каждом отдельном кадре с орбитального телескопа Плутон занимает всего несколько пикселей. Потому, дабы получить картинку значительно большего разрешения, исследователи составили алгоритм обработки огромного числа отдельных "смещённых" кадров, снятых с 2002 по 2003 год. Кадры эти показывали разные стороны планетки (её период вращения составляет 6 дней).

Поверхность Плутона в цвете

Это — самое детальное представление всей поверхности карликовой планеты Плутон, построенное из многочисленных фотографий, полученных Космическим телескопом им.Хаббла НАСА с 2002 до 2003. [Обратите внимание на кадр полушария Плутона, соответствующая 180° долготы. Самая интригующая его особенность — яркое пятно в центре, богатое замороженным монооксидом углерода]. Плутон является настолько маленьким и отдаленным, что задача разрешения его поверхности является столь же трудной, как попытка увидеть маркировку на футбольном мяче с расстояния в 40 миль [≈ 64 км].

(фото NASA, ESA, M. Buie/Southwest Research Institute).

Карта поверхности Плутона

20 компьютеров в течение 4 лет непрерывно пересчитывали все эти данные, чтобы выдать нынешнюю карту. И она преподнесла планетологам ряд сюрпризов. Сопоставив вновь синтезированные снимки с кадрами 1994 года, определив кривые блеска и проанализировав цвета, учёные выяснили, что северный полярный регион Плутона стал заметно ярче, а южный — темнее, и что в целом планетка ныне существенно краснее, чем была раньше.

Этот усиливающийся красный оттенок Плутона, полагают исследователи, связан с углеродосодержащими составами, получающимися при разложении присутствующего на поверхности метана под действием солнечного ультрафиолета. [Невероятно, но даже на ошеломляющем расстоянии свыше 4 млрд. км от Солнца, Плутон все еще сильно зависит от него]. В целом же перед учёными предстал богатый на детали мир, с сочетанием белых, тёмно-оранжевых и угольно-чёрных областей.

Эти изменения (быстрее всего шедшие в 2000-2002 годах, как рассчитали планетологи) вероятнее всего являются последствиями сублимации льдов (преимущественно азотных) на освещённом полюсе и переносе газов с последющим замораживанием на другом полюсе. Ведь по мере продвижения по своей 248-летней "дорожке" вокруг Солнца Плутон испытывает серьёзные сезонные изменения на поверхности, движимые как наклоном оси вращения, так и заметным эксцентриситетом самой орбиты.

Хотя в целом такие перемены в облике карликовой планеты предполагались и ранее, по словам ведущего исследователя Марка Буи (Marc Buie) из Юго-Западного института (Southwest Research Institute), "немного удивительно, что эти изменения столь велики и происходили столь быстро".

Разобраться с тонкими деталями сезонных чудес вероятно сможет межпланетная станция New Horizons, находящаяся ныне на пути к далёкому миру (но не в бездействии). Нынешняя работа поможет уточнить главные цели этой миссии. В частности, планетологи очень надеются подробно отснять очень яркое пятно монооксида углерода в центре одного из полушарий ("Все озадачены этой деталью", — поясняет Буи), а заодно сравнить его с "угольной" областью, лежащей буквально рядом.

Поскольку зонд у Плутона не останется (после встречи с ним аппарат отправится в пояс Койпера), очень важно заранее уточнить как можно больше параметров для съёмки. Это не только координаты интересных районов. Необходимо удачно подобрать время экспозиции кадров, чтобы не получить слишком тёмные или слишком засвеченные участки. И это — ещё одна из подсказок, которую планетологи извлекут из результатов нынешнего исследования.

Короткую анимацию вращения этой модели
смотрите в блоге Discover Фила Плэйта (Phil Plait) здесь
Изображения и видео в высоком разрешении смотрите здесь (HST)

Источники: Мембрана (05.02.10) и Habble Space Telescope (04.02.10)

13 января 2010

1. Работа без выходных. Первые дни нового года оказались удивительно богаты научными событиями за рубежами России.
Читайте обзор Ирины Якутенко на Lenta.ru

2. От Земли до самых до окраин. Основные события физики и астрономии за прошедший год.

Подробности на Lenta.ru

3. 20 событий и 10 новостей 2010 года. Обзор-прогноз от Membrana.ru

13 января 2010

Астрономия. Астрофизика

Активность Солнца продолжает повышаться

Группа пятен № 1040 13 января 2010
магнитограмма Солнца 13.01.10 от SOHO

На Солнце продолжается эволюция очень крупного по меркам последних лет образования — группы пятен 1040.

В настоящее время её поперечник превышает пять диаметров Земли, она хорошо видна в специализированные любительские телескопы. Группа продуцировала ряд вспышек — впрочем, не очень мощных.

Группа появилась в той же широтной области, где ранее существовала другая группа пятен, а также близкой к району возможного падения на Солнце в новогодние праздники особенно крупной кометы группы Крейца.

Как сообщает Space Daily, текущее значение индекса активности светила ("числа Вольфа"), большую часть времени в 2008-2009 гг. равнявшееся нулю, составляет 35. Наблюдается ли в настоящее время "возвращение" светила к циклической активности, или же речь идёт о флуктуации, которая сменится характерным для последних лет периодом затишья, пока неясно, пишет R&D.CNews.

Источник Новости космонавтики (13.01.10)

15 декабря 2009

Космические исследования. Астрономия

NASA запустило новый инфракрасный телескоп

инфракрасный телескоп NASA - WISE
Диаметр телескопа WISE
составляет 40 сантиметров.
Фото с сайта wise.ssl.berkeley.edu

В понедельник, 14 декабря, состоялся запуск нового инфракрасного телескопа NASA, названного WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer - что можно перевести как "телескоп с широкоугольной оптикой для изучения Вселенной в ИК-диапазоне").

На орбиту аппарат вывела ракета-носитель Delta II. Сообщение о запуске появилось на сайте NASA.

WISE будет обращаться на орбите высотой 525 километров. Телескоп предназначен для изучения астероидов и комет, пути которых пролегают рядом с Землей. Он поможет ученым более точно определить их размер и состав.

WISE также необходим астрономам для изучения удаленных галактик, окруженных облаками пыли. Пыль непроницаема для телескопов, работающих в оптическом диапазоне, таких как, например, "Хаббл".

Телескоп сможет изучать галактики, удаленные от Земли на расстояние до 10 миллиардов световых лет. Чтобы инфракрасный телескоп получал четкие изображения и мог "видеть" объекты на столь значительном расстоянии, необходимо, чтобы температура его детекторов была очень низкой. WISE будет охлаждаться жидким водородом. Его запасов хватит на 10 месяцев. За это время телескоп должен успеть просканировать все доступное ему космическое пространство 1,5 раза.
[Телескоп будет передавать на Землю 6 000 изображений в сутки]

Источник: lenta.ru и universetoday.com (здесь видео запуска)

13 ноября 2009

Зонд по исследованию кометы 67P/Чурюмова-Герасименко попрощался с Землей

Земля-матушка. Фото ESA

Ссылки по теме:
Rosetta bound for outer Solar System after final Earth swingby
— пресс-релиз ESA, 13.11.2009

Здесь вы увидите анимацию и геометрию финального пролёта «Розетты» в гравитационном поле Земли, снимок высокого разрешения самой станции и снимок полумесяца Земли, сделанный во во время этого пролёта.

Этот снимок был сделан с расстояния примерно 633 тысяч километров при помощи узкоугольной камеры (Narrow-Angle Camera — NAC) OSIRIS 12 ноября 2009 года в 13:28 средне-европейского времени (CET). Разрешение изображения 12 рх/км. Фотография получилась после совместной обработки трех изображений, сделанных в различных фильтрах.

Европейский аппарат сфотографировал земной полумесяц
— Lenta.ru, 13.11.2009
Зонд "Розетта" передал снимки "бриллиантового" астероида
— Lenta.ru, 06.09.2008

Подробности на Lenta.ru

5 ноября 2009

Космические исследования. Астрономия

Преследующий комету аппарат Европейского космического агентства (ЕКА) Rosetta (Rosetta space probe) пройдёт около Земли в последний раз 13 ноября.

За счёт земного притяжения КА увеличит свою энергию и начнёт заключительный этап своего 10-летнего пути к комете 67P/Churyumov-Gerasimenko.

Это будет третий пролёт Розетты у Земли и последний из четырёх гравитационных манёвров.

Первый пролёт у Земли состоялся в марте 2005, затем был пролёт Марса в феврале 2007, затем второй пролёт у Земли в ноябре 2007.
Наибольшее сближение с Землей ожидается, в 08:45 средне-европейского времени (07:45 UT). Rosetta увеличит свою скорость на 3,6 км/с (2,2 миль/с), что позволит ей продолжать свой путь по Солнечной системе.

По пути к комете (сентябрь 2008) зонд пролетел возле астероида 2867 Steins. Далее запланировано тесное сближение с астероидом Лютеция 21 июля 2010 года, затем в начале 2011 аппарат отправится в спящий режим, чтобы проснуться в начале 2014 на подлёте к комете Чурюмова-Герасименко.

Комета была открыта киевскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко в 1969 году. Изучая фотографию другой кометы, они обнаружили на самом краешке снимка еще один объект. Ядро новооткрытой кометы по форме напоминает мяч для игры в регби и имеет диаметр 3 на 5 километра. Период вращения кометы вокруг своей оси составляет около 12 часов, а период обращения вокруг Солнца — около шести с половиной лет.

Положение КА "Rozetta" на 5 ноября 2009
Схема полёта КА «Розетта»
и его положение на 5 ноября 2009 г.
Image credit ESA

«Розетта» должна приблизиться к комете и запустить к ней спускаемый аппарат «Фили» (Philae lander), который подойдёт к комете с относительной скоростью 1 м/с и при контакте с поверхностью выпустит два гарпуна, так как слабая гравитация кометы не способна удержать аппарат, и он может просто отскочить.

После высадки «Фили» начнёт свою научную миссию по определению параметров ядра кометы, исследует химический состав, изучит изменение активности кометы со временем.

Кометы являются наиболее примитивными объектами в Солнечной системе, химический состав которых не сильно изменилась с момента их формирования. Они сохраняют информацию о ранней Солнечной системе. С помощью космического аппарата «Розетта» ученые надеются узнать как выглядела Солнечная система до того, как сформировались планеты.

Управление «Розеттой» осуществляется Европейским космическим оперативным центром (European Space Operations Centre ESOC), Европейского космического агентства (ESA) в Дармштадте, Германия.

Название зонда «Фили» происходит от знаменитого Розеттского камня — легендарного артефакта, с помощью которого учёные (один из них — знаменитый английский физик Томас Юнг) смогли расшифровать древнеегипетские иероглифы. Название спускаемого аппарата образовано от острова Фили, на реке Нил, где был найден обелиск, с помощью которого удалось расшифровать Розеттский камень.

Анимация схемы полёта «Розетты» доступна здесь

Итервью профессора К.И. Чурюмова после запуска "Розетты" читайте здесь

Источники: universetoday.com, ESA, Википедия, Грани.Ру, news.cosmoport.com

3 ноября 2009

Опубликованы новые фотографии вулканов Энцелада

Энцелад глазами "Кассини" 2 ноября 2009
Энцелад 2 ноября 2009. Фото NASA

Ученые опубликовали новые фотографии спутника Сатурна Энцелада, сделанные во время сближения с ним зонда "Кассини", которое состоялось 2 ноября 2009 года. Снимки и их описание можно найти на сайте группы CICLOPS - коллектива ученых, которые занимаются анализом фотографий, сделанных космическим аппаратом. Изображение в высоком разрешении можно увидеть тут.

На новых фотографиях хорошо видны криовулканы Энцелада. Вместо лавы и пепла эти вулканы выбрасывают в космическое пространство потоки замерзшей воды. Считается, что под поверхностью сатурнианского спутника скрыт целый океан (об этом Лента.Ру уже подробно писала).

Исследователи подчеркивают, что целью прошедшего сближения было не получение снимков - именно поэтому было опубликовано всего четыре фотографии. Планируется, что "Кассини" сможет сфотографировать Энцелад во время сближения, которое намечено на 21 ноября 2009 года.

Аппарат "Кассини" был запущен в 1997 году, а достиг Сатурна в 2004 году. Зонд является совместным проектом ESA, NASA и Итальянского космического агентства. В 2008 году NASA приняло решение продлить рассчитанную на 4 года миссию аппарата.

Источник Lenta.ru

Еще три фотографии Энцелада на сайте universetoday.com

26 октября 2009

Солнце снова проявляет свою активность. Наблюдать за ней в режиме реального времени можно здесь

23 октября 2009

Астрономия

Астрономы предложили имена для всех экзопланет

Экзопланета глазами художника. Иллюстрация ESO

Астрономы предложили Международному астрономическому союзу (International Astronomical Union — IAU) начать давать экзопланетам имена. Статья с обсуждением этого вопроса пока еще не принята к публикации, однако ее препринт [Naming the extrasolar planets (PDF 342 Кб)] можно найти на сайте arXiv.org . Помимо прочего статья содержит список предположительный список имен для всех известных экзопланет.

В настоящее время IAU отказывается давать планетам названия из-за быстрого роста их количества — с 1995 года, когда была обнаружена первая планета вне Солнечной системы, уже успели найти более 400 аналогичных объектов.

Астрономы утверждают, что данная позиция в корне неверна. Дело в том, что, например, многим звездам, которых известно гораздо больше четырех сотен, имена даются. В рамках представленной на arXiv.org статьи ученые предложили собственные названия для всех известных на настоящий момент планет. Источником имен стали греческая и римская мифологии.

Так, например, самая маленькая из известных планет CoRoT-7b, получила имя Икар. Эта экзопланета является единственной, про которую известно, что ее плотность сравнима с земной. Планету HD 209458b, на которой недавно нашли органические вещества, предложили назвать Минервой.

Источник Lenta.ru

На 19 октября 2009 года астрономам известно существование 403 планет, существующих в 320 планетных системах у других звезд.

Источник Каталог внесолнечных планет

7 октября 2009

Астрономия

У Сатурна обнаружено крупнейшее в Солнечной системе кольцо.

Исследователи из университета Вирджинии (University of Virginia) открыли колоссальное кольцо космического мусора, обращающееся вокруг Сатурна. По размеру оно превосходит любое аналогичное образование в Солнечной системе. Более того, по словам учёных, именно эта находка может быть ответственна за странный окрас луны Япет.

Гигантское кольцо Сатурна
На рисунке видно, насколько "новичок" крупнее всех прочих колец.
Внизу: общий вид кольца с ребра и фрагмент снимка инфракрасного телескопа Spitzer
(иллюстрация NASA/JPL-Caltech, NASA/ESA/STScI/AURA)

Вновь открытое кольцо Сатурна начинается на высоте 6 миллионов километров над поверхностью планеты и простирается ещё на 12 миллионов вдаль. А по толщине оно превосходит поперечник самой планеты в 20 раз (разительно отличаясь в этом от супертонких обычных колец).

Суперкольцо было найдено с помощью космического телескопа Spitzer, зафиксировавшего инфракрасное свечение от нагретой солнцем пыли (её температура составляет всего 80 кельвинов). Так как новое кольцо чрезвычайно разрежено, увидеть его визуально — практически невозможно.

Источником материала кольца (лёд и пыль), как считают специалисты, служит Феба – значительно удалённый от Сатурна спутник. Новое кольцо вращается вокруг Сатурна в том же направлении, что и эта луна, то есть в противоположную сторону остальным кольцам, спутникам и направлению вращения газового гиганта вокруг собственной оси. Выброс материала с Фебы мог произойти при ударе кометы.

Находка находится столь далеко от Сатурна, что слабо зависит от притяжения гиганта, которое выравнивает более близкие кольца в плоскости экватора. Как следствие, новое кольцо разделяет плоскость орбиты с Фебой, а это может приводить к отрыву значительного массива составляющих кольцо частиц и их уходу на другие орбиты.

Проведённое исследователями компьютерное моделирование показало, что при таком варианте неизбежно устремление частиц в сторону двуликого Япета, о природе специфического "окраса" которого учёными ранее выдвигались самые различные предположения.

До сих пор крупнейшими известными кольцами считались внешнее E-кольцо Сатурна (E Ring) и очень лёгкие паутинообразные по структуре пылевые кольца Юпитера (Gossamer rings).

Источник: Мембрана