Первый искусственный спутник Земли

основной источник: Афанасьев И.Б., Лавренов А.Н. "Большой космический клуб". —
Главы: «"Семёрка" — самая знаменитая ракета в мире» и "Имя собственное: первый, второй, третий" (с незначительными сокращениями основного текста).
(Схемы ракет-носителей А. Шлядинский)
[в квадратных скобках расшифровка аббревиатур, сносок, разъяснение слов — их цвет, в т.ч. текст, выделенный авторами источника — синий]

На данной странице размещены фотографии создателей МБР Р-7, ядерного заряда и ПС, которых нет на предыдущих страницах.


"Семёрка" — самая знаменитая ракета в мире

Первопричиной создания МБР Р-7 явилась военно-политическая задача гарантированной оперативной доставки ядерного заряда на территорию главного потенциального противника — США.
А первоосновой конструктивно-компоновочной схемы Р-7 (и РН на ее базе) стала исследовательская работа 1947-48 гг. группы М.К.Тихонравова [всего 22 человека — "Новости космонавтики" №10 2002, с.56] в НИИ-4 Академии артиллерийских наук Министерства обороны (МО) по применению т.н. «пакетной» схемы компоновки ступеней ракет.

14 июля 1948 г. на научной сессии Академии артиллерийских наук М.К.Тихонравов выступил с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы ракетами», где предложил пакетную схему НА БАЗЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ. Главный вывод его доклада таков: дальность полета таких ракет не только принципиально, но уже и технически не ограничена.

Вспоминает А.В.Брыков: «... несколько дней Михаила Клавдиевича не было в институте. Он готовился к докладу... Наконец, он появился с хорошими новостями.
– Доклад прошел нормально, – весело рассказывал он Яцунскому.
– Меня слушали, некоторые даже внимательно. Однако одобрения я не чувствовал. Большинство ученых тактично молчали. Обсуждения не было... А вот Сергею Павловичу [Королёву] понравилось направление исследований. Он считает его перспективным и готов субсидировать нашу работу.»

С.П.Королёв, работавший с М.К.Тихонравовым ранее в ГИРДе [Группа Изучения Реактивного Движения — научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация по разработке ракет СССР (1931-1933 гг.)], знал и высоко ценил дар концептуального предвидения, которым обладал Михаил Клавдиевич.

Показателен факт: в 1933 г. именно Королёв запускал первую в СССР ракету с гибридным двигателем (жидкий кислород — отвержденный бензин) типа «09» конструкции Тихонравова. И вот теперь — «пакет», обещающий качественный рост могущества МБР на базе уже существующей технологии. Это был основательный, многообещающий и — что немаловажно — совершенно самостоятельный путь.

4 декабря 1950 г. Постановлением СМ СССР задается комплексная поисковая научно-исследовательская работа (НИР) по теме НЗ [научного задания] «Исследование перспектив создания ракет дальнего действия (РДД) различных типов с дальностью полета 5000-10000 км с массой боевой части 1-10 т».

Сталин Иосиф Виссарионович
Сталин И. В.
(1879-1953)

13 февраля 1953 г. Постановлением СМ СССР в продолжение темы НЗ задается тема Т1 «Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полета 7000-8000 км».

[Постановление подписал Председатель СМ СССР И.В.Сталин. Какие планы в этой связи строил «отец народов»? Предчувствовал ли, что из «зернышка» темы Т1 прорастет великое «древо» практической космонавтики? Во всяком случае, масштаб разворачиваемых работ (участвовали десятки научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ) СССР) впечатляет. Даже сейчас]
.

 

 

Малышев Вячеслав Александрович
Малышев В.А.
(1902-1957)
Сахаров Андрей Дмитриевич
Сахаров А.Д.
(1921-1989)

Цель НИР — разработка эскизного проекта РДД массой до 170 т с отделяющейся головной частью (ГЧ) массой 3 т.
В октябре 1953 г. по указанию зам. Председателя Совмина СССР В.А. [Вячеслава Александровича] Малышева проектное задание было изменено: масса ГЧ увеличена до 5,5 т при сохранении дальности полета.

Полагают, это решение было принято под влиянием неофициальной информации о техническом облике перспективных термоядерных зарядов, которую предоставил один из идеологов данного направления, будущий академик и правозащитник А.Д. [Андрей Дмитриевич] Сахаров (лауреат Нобелевской премии мира 1975).

Впоследствии выяснилось, что масса такого заряда может быть многократно уменьшена. А «переразмеренная» МБР идеально подходит как космическая РН. Вот он, счастливый случай!..

Оптимальной представлялась ракета «пакетной» схемы, состоящая из цилиндрического центрального блока (вторая ступень) и четырех цилиндрических боковых блоков (первая ступень). На всех блоках стояли однокамерные двигатели с газовыми рулями, запускающиеся еще на старте. ГЧ имела диаметр меньше, чем у центрального блока, и была «притоплена» в верхний переходник по типу БРСД Р-5 (8А62).

Хронология создания легендарной «семерки» вкратце такова.
Декабрь 1953 г. — в ОКБ-1 готовится проект Постановления СМ СССР о создании МБР 7Р (позже Р-7). В его тексте уже предлагалось применить ракету 7Р для запусков ИСЗ и КА к другим планетам (в жестко централизованной плановой системе главное для инициации проекта — «раскрутить маховик сверху»).

Кузнецов Виктор Иванович
Кузнецов В.И. (1913-1991)
Мишин Василий Павлович
Мишин В.П.
(1917-2001)

5 и 30 января, 2 февраля 1954 г. прошли совещания Главных конструкторов [Участвовали С.П.Королёв, В.П.Глушко, В.И.Кузнецов, Н.А.Пилюгин, В.П.Бармин, Б.М.Коноплев, В.П.Мишин, К.Д.Бушуев, М.И.Борисенко, С.С.Крюков], на которых были сформулированы технические требования на МБР 7Р, согласованы основные тактико-технические характеристики (ТТХ) и этапы отработки.

Наконец, решающий организационный момент: 20 мая 1954 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 956-408сс о разработке, изготовлении и испытаниях МБРР-7(8К71).
Конструктивно-компоновочная схема ракеты (основные проектанты от ОКБ-1 П.И.Ермолаев и Е.Ф.Рязанов) — двухступенчатая «пакетная» (с продольным делением ступеней).

Основными аргументами в пользу именно такой схемы являлись: запуск всех двигателей в «идеальных» условиях на стартовой позиции, относительная простота проектной оптимизации размеров ступеней, в т.ч. с учетом транспортировки их железнодорожным транспортом, и, как потом выяснилось, возможность — путем добавления новых верхних ступеней — создания целой гаммы носителей для решения существенно разных задач.

Внешний вид ракеты к этому времени заметно изменился. В процессе оптимизации аэродинамической и силовой схемы она приобрела знакомые ныне очертания с центральным блоком (ЦБ) «А», похожим на гигантское «веретено», и четырьмя коническими боковыми блоками «Б», «В», «Г» и «Д».

Основные компоненты топлива — керосин Т-1 (горючее) и жидкий кислород (окислитель) — располагались, соответственно, в нижнем и верхнем баках каждого блока. Вспомогательные компоненты — жидкий азот для наддува баков и перекись водорода для привода турбонасосного агрегата (ТНА) — размещались в торовых баках непосредственно над рамой двигателя.

схемы ракет Р-7 для летных испытаний и Р-7 для ПС

Слева: конструктивно-компоновочная схема
первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7:

1 – носовой конус с боевой частью;
2, 6 – приборные отсеки;
3 – антенны телеметрической системы;
4 – башмаки силового пояса;
5, 7 – баки окислителя;
8, 9 – баки горючего;
10 – многокамерные маршевые двигатели центрального и боковых блоков;
11 – аэродинамические рули;
12 – рулевые камеры сгорания
Справа: МБР Р-7, модернизированная для запуска ПС

Тактико-технические характеристики
межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (8К71) / Р-7А (8К74)

Длина, м

31,4

Диаметр пакета, м

11,2

Диаметр корпуса 4-й ступени

15,2 см

Стартовая масса, т

283,0

Масса полезной нагрузки, кг

5400

Масса топлива, т 250
Максимальная дальность стрельбы, км


8000

Тип головной части Моноблочная, ядерная, отделяемая

 

Многокамерные двигатели РД-107 и РД-108 ракеты Р-7

Многокамерные двигатели
РД-107 и РД-108 ракеты Р-7

фото И. Маринина

Первая ступень (четыре боковых блока) оснащена жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) РД-107 (четыре основные и две рулевые камеры, питаемые общим ТНА на каждом блоке). На второй ступени стоит ЖРД РД-108 (четыре основные и четыре рулевые камеры, питаемые общим ТНА). Двигатели РД-107 и РД-108 созданы в ОКБ-456 (руководитель В.П.Глушко), первые варианты рулевых камер к ним — в ОКБ-1 (руководитель разработки М.В.Мельников).

Передача усилий от боковых блоков на центральный осуществляется через силовой пояс с четырьмя башмаками, в пазы которых входят оголовки «боковушек». Эти четыре силовых узла одновременно служат опорными точками для собранной и установленной на старте ракеты.

Внизу, на стыке топливных и двигательных отсеков, имеются поперечные стяжки. При разделении ступеней маршевые двигатели боковых блоков переводятся в режим пониженной тяги, управляющие камеры выключаются, а нижние поперечные стяжки «пакета» разрываются пирозарядами.
Тяга двигателей «боковушек» создает момент относительно опорных узлов. «Пакет» раскрывается, блок «А» уходит вперед. 
Как только сферические оголовки боковых блоков выйдут из башмаков и освободят имеющие­ся там электроконтакты, вскрываются сопловые крышки в верхней части «боковушек», и остаточное давление наддува баков кислорода стравливается, создавая при этом небольшую тягу. Боковые блоки разворачиваются и отводятся на безопасное расстояние.

Система управления (СУ) — комбинированная: инерциальная с радиокоррекцией бокового отклонения и дальности полета. В НИИ-885 «инерциалка» создана под руководством Н.А.Пилюгина, система радиоуправления — М.С.Рязанского. Командные приборы разработаны в НИИ-944 (В.И.Кузнецов).

[Первая серия испытаний показала наличие серьезных недостатков в конструкции Р-7. При анализе данных телеметрии было установлено, что в определенный момент при опорожнении баков горючего возникали колебания давления в расходных магистралях, которые приводили к повышенным динамическим нагрузкам и, в конечном счете, к разрушению конструкции (американские конструкторы также столкнулись с этой проблемой).
Долгожданный успех пришел 21 августа 1957 года, когда стартовавшая в тот день ракета полностью выполнила намеченный план полета. 27 августа в советских газетах появилось сообщение ТАСС об успешном испытании в СССР сверхдальней многоступенчатой ракеты].

Кочарянц Самвэл Григорьевич
Кочарянц С.Г.
(1909-1993)

В варианте МБР ракета несла моноблочную ядерную, отделяемую в полете, головную часть. Атомный боезаряд создан в КБ-11 (Арзамас-16) под руководством С.Г.Кочарянца.

Изготовление первых ракет велось на Опытном заводе №88 в Подлипках (ныне г.Королёв Московской области). Серийное производство было развернуто в 1958 г. на куйбышевском авиазаводе №1 им. И.В.Сталина. Производство маршевых двигателей первой и второй ступеней осуществлялось тоже в г. Куйбышеве (ныне Самара) на моторостроительном заводе №24 им. М.В.Фрунзе.

Забегая вперед, отметим: конструктивно-компоновочная схема Р-7 в варианте РН и космический ракетный комплекс на ее основе оказались на редкость удачными и долговечными — они успешно эксплуатируются до сих пор! Более того, архинадежность (многократно доказанная) и относительная дешевизна этой ракетной ситемы позволяют прогнозировать ее востребованность еще на многие годы.

Первая атомная бомба СССР

Первая атомная бомба СССР;
водородные изделия были значительно габаритнее, см. здесь или здесь.
фото И. Маринина


страницы публикации: 1 2 3 4 5

на следующую страницу

на страницу о создателях Первого ИСЗ


источники:

1. Афанасьев И.Б., Лавренов А.Н. "Большой космический клуб". — М.: Издательский дом "Новости космонавтики", Издательство "РТСофт", 2006.
2. Голованов Я.К.  Королев: Факты и мифы. - М.: Наука, 1994 (глава 57, стр. 532-541)
"Космонавтика". Энциклопедия. (главный редактор В.П. Глушко) М., "Советская энциклопедия", 1985.
В. Порошков "Создание и запуск Первого спутника Земли". Новости космонавтики №10, 2002
3. Баллистические ракеты стратегического назначения
4. Ядерное вооружение СССР
5. Четверногие испытатели


Главная    Школа    Ученику    Учителю    Карта сайта

Яндекс.Метрика